Статьи

Обзор рынка бесконтактных роботизированных автомоек

На российском рынке автомоек растет конкуренция между классическими автомойками, мойками самообслуживания и роботизированными мойками. Последние два года стремительно развивается и занимает все большую часть рынка направление бесконтактных автомоек-роботов. Их еще называют бесконтактными портальными автомойками.

На основании официальной статистики можно предположить развитие этой отрасли. Например, в странах Евросоюза доля роботизированных автомоек составляет порядка 40% рынка услуг мойки автомобилей. В России пока такими показателями эта отрасль похвастать не может, но с 2019 года количество установленных роботов в нашей стране растет очень быстрыми темпами.

В 2018 году бесконтактные роботизированные автомойки в России можно было пересчитать по пальцам. В 2019 году ситуация резко изменилась и их количество выросло до 60 – 70 штук. Несмотря на все ограничения, мы видим огромный рост этого сегмента автомоек и в 2020 году. По состоянию на декабрь 2020 года в России функционирует более 150 роботов-автомоек. Причина такого сильного роста очевидна, т.к. ниша робомоек в России свободна.

Огромная часть потребителей услуг автомоек не готова мыть свои авто на мойках самообслуживания, но при этом хотят сэкономить время и деньги. Если доля женщин-автомобилистов на мойках самообслуживания составляет порядка 3 - 5% от общего числа клиентов, то среди пользователей автомоек-роботов их уже до 40%! Девушки и женщины постоянные клиенты автоматических бесконтактных автомоек. 


Разновидности и конструкции бесконтактных автомоек


Рассмотрим два основных типа роботизированных автомоек, отличающихся по принципу работы.

Конвейерные автомойки. На конвейерных мойках автомобиль заезжает на движущуюся ленту-транспортер и движется через моющие конструкции в виде арок. Такие мойки автомобилей очень производительные и самые дорогие в этой отрасли. В России конвейерные мойки встречаются довольно часто, но при этом они не нашли массового применения из-за дорогого обслуживания и низкой окупаемости бизнеса.

Портальные автомойки. В портальных мойках авто стоит на одном месте. Движущиеся механизмы моют автомобиль, двигаясь вдоль него или объезжая по кругу. Такие мойки бывают туннельные и тупиковые. Предпочтение отдается туннельным из-за большей производительности. Конструкции таких роботов-автомоек довольно разнообразны. Не будем сейчас описывать все их особенности и разновидности. Вернемся к этому вопросу в дальнейшем.

Портальные робомойки более компактны и в разы дешевле своих конвейерных конкурентов. В этой публикации поговорим именно о бесконтактных автоматических мойках и условно разделим их на П-образные и Г-образные. Есть и более сложные смешанные конструкции, но на них заострять внимание сегодня не будем.

П-образные бесконтактные автомойки.  Такие мойки, как видно из названия, имеют П-образную подвижную часть. При этом робот передвигается вдоль кузова автомобиля. Такая конструкция имеет свои преимущества и недостатки.



В одной из следующих публикаций мы сделаем обзор такой автомойки-робота.

Г-образные бесконтактные автомойки. Отличительной особенностью такой конструкции робомойки является наличие подвижной «руки» или  «клюшки» с большим количеством форсунок. Эта рука движется вокруг автомобиля. Траекторию движения задает программа, определяя габариты автомобиля множеством датчиков.


Именно этот вид роботов-автомоек быстро покоряет российский рынок мойки автомобилей.


Производители и модели роботов-автомоек


Практически все установленные в России в 2019 и 2020 годах бесконтактные автомойки-роботы были произведены в КНР. Попытки американских и европейских производителей покорить Российский рынок потерпели фиаско. Хотя качество западных роботизированных моек заметно выше китайских аналогов, отпускная цена западных брендов не позволяет этим моделям быть рентабельными с точки зрения окупаемости бизнеса.

Российских производителей на этом рынке пока не наблюдается, но разработки в данном направлении ведутся уже несколькими компаниями.

На сегодняшний день определились два лидера на рынке бесконтактных автомоек-роботов. В 2019 году более половины установленных робомоек пришлось на модель Leisuwash-360 от одноименного производителя. Такой результат в основном был достигнут из-за внедрения автоматизации приема оплаты и управления роботом российского производителя и разработчика «АЛЬФА-КИОСК». В  2020 году лидера потеснила модель Kolon X-360 производства завода Koloncarwash, оснащенная терминалом оплаты. Можно считать, что показатели продаж автомоек-роботов Kolocarwash и Leisuwash по итогам 2020-го года сравнялись. Думаю, это обусловлено тем, что при практически одинаковых характеристиках оборудования цена робота Kolonwash существенно ниже своих конкурентов, а ПО настроек робота Kolon X-360 более гибкое и удобное в работе.

Другие китайские производители роботизированных автомоек проиграли конкуренцию на рынке РФ. Например, завод Shuifu вышел на наш рынок одним из первых, но этот бренд подвело низкое качество поставляемого оборудования и отсутствие реальных гарантийных обязательств у дилеров. Другие производители из поднебесной ничего кроме нового названия предложить не смогли.

В следующих публикациях мы продолжим освещать рынок роботизированных автомоек. На очереди обзоры новых и популярных моделей роботов. Также планируются обзоры о последних разработках и дополнительном оборудовании для работы бесконтактных роботов-автомоек.